Новый гость рубрики «Небывалые проекты» — цветочная лавка и кофейня Loft Flowers. Мы расспросили основательницу проекта Юлю, как им с мужем удалось с нуля начать флористический бизнес и открыть Лавку сначала в Оренбурге, а потом в Санкт-Петербурге. Заодно Юля рассказала, почему к цветам добавился кофе, и поделилась опытом продвижения проекта собственными силами. 

Кто вы больше — цветочная лавка и кофейня? Как так получилось, что вы решили объединить две такие разные темы?

 

Как и всякая история Компании (а мы грезим о мировой известности и IPO), эта история должна быть захватывающей и изобиловать всякими символами и знамениями. Но литературный дар есть не у всех, поэтому просто расскажем правду по порядку и без прикрас. Сейчас, Loft Flowers — это «Кофе и Цветы», но, в первую очередь, конечно, цветы. Цветы — это гвОздик, на который мы вешаем всё остальное. Все остальное — это кофе, мед, сувениры и всякие штуки. Штуки должны быть созвучны со всем и уместны. Это очевидно, но всё же стоило упомянуть.

 

Лавка не была бизнес-проектом, никто не выбирал концепцию и не выстраивал сценарий. Наша Лавка не была сделана, потому что так было спланировано. Она появилась, потому что мы не смогли поступить иначе. В какие-то моменты, нам кажется, что это вовсе не мы придумали и осуществили. Речь не идет о чем-то потустороннем или высшем, речь скорее об обстоятельствах непреодолимой силы. Как в шахматах, когда опытный и умный игрок знает, чем всё закончится, исходя из сложившихся обстоятельств. Видимо, так было и с нами. Непонятно, кто и когда «разлил масло», но у нас есть мысли на этот счет :)

 

Шесть лет назад я вышла замуж,и после свадьбы мы поехали в Париж. Покидали Россию юрист и страховщик, а вернулись какие-то странные люди. Люди, которые купили квартиру за вид из окна, люди, которые захотели маленький Fiat (и купили его). А еще я хотела открывать по утрам свой магазинчик. Это было абстрактное желание, главное — открывать :) Сейчас самое подходящее место в повествовании, чтобы написать, как это, на самом деле, сложно, сколь не романтична бухгалтерия и прочие необходимые вещи. Но со временем эти функции забирают специалисты и справляться становится легче.

 

Лавка выросла из хобби и «баловства» с цветами и росла вместе «объемом производства». Мы начинали с корнера в ТРЦ, не считая трех лет в формате «на кухне» :) Ни о каком Кофе не могло быть и речи. Никогда прежде мы не имели опыта в цветочном бизнесе и вообще в торговле. Решение совместить цветы и кофе пришло уже позже, когда лавка стала таковой в прямом смысле. Имея в распоряжении 50 квадратных метров, мы решили часть занять кофемашиной. Но коммерция здесь была ни при чем. Мы просто захотели заполнить неизбежное ожидание клиента, пока собирается букет, и нас затянуло :). В итоге идея трансформировалась в формат «Кофе и Цветы». Ведь мы сами любим кофе, нам еще это очень интересно, а про про смешение ароматов и говорить не стоит. Надеемся, что у нас высвободится время для развития в этом направлении.

Расскажите о команде: у вас есть распределение обязанностей или все — умельцы на все руки — и кофе сварят, и букет соберут? :)

 

Пару слов о команде. Намеренно ставлю себе рамки в «пару слов», ведь о нашей банде можно рассказывать миллионы световых лет. Не важно, что это больше про расстояния, чем про время, но звучит красиво и загадочно :) Наши цветочницы многофункциональны: собирают букеты, варят кофе, рисуют, делают уроки с младшей сестрой «директора», при этом сдают сессии, переезжают в Москву или в Петербург , там работают в крутых цветочных лавках в столицах и некоторые возвращаются в Loft Flowers, когда он открывается в Петербурге :) Они успевают миллион дел и, кажется, вообще не спят. Наши цветочницы, действительно, крутые девчонки.

 

 

Какие были самые большие сложности при открытии и как вы с ними справились?

 

Сложности при открытии самой первой Лавки — абсолютное непонимание, как это делается. От выбора холодильника до поиска поставщиков. Здесь стоит уточнить, что дело происходило в городе Оренбурге. Сейчас мы используем авиа-доставку (теперь мы можем себе это позволить), а на начальном этапе мы буквально вели битву с логистикой и поставщиками за свежесть, стоимость и цветы. Тогда заставить региональных поставщиков купить для нас, например, миосотис, было реально сложной задачей. Сейчас всё намного проще: в течение дня мы выбираем то, что хотим, а утром встречаем самолет.

Флористический бизнес в России сейчас набирает обороты, появляется все больше качественных проектов, чувствуется конкуренция. Как вы ищите клиентов? Чем активно пользуетесь для продвижения?

 

Когда мы начинали свой путь, «отрасль» была совершенно иной. Фактически она не менялась с момента становления частного бизнеса в России. Так было в нашем регионе, и нам было проще, нам помогала сама жизнь. Нам повезло, что наш дебют совпал с этой волной. И еще он совпал со стартом инстаграмма в России. Инстаграм был основным инструментом продвижения. Но тут такая особенность — мы не занимались продвижением. Просто делали дело и рассказывали о нем в формате хроники с долей «лирических отступлений». Мы никак не ищем клиентов, наши клиенты — это наши друзья, если угодно. А друзей никто не ищет — они появляются. Это люди, которые чувствуют и мыслят с нами одинаково, хотя это люди разных профессий, возрастов и разного достатка. Мы вообще не представляем свой сегмент, даже не хотим его понимать. Мы хотим, чтобы каждый нашел здесь то, что ему нужно.

 

Не скажу ничего нового, но для таких небольших компаний главным инструментом продвижения является речевой аппарат довольного клиента. Что касается конкуренции, нам все равно, мы на облаке :) Мы не стараемся победить рынок — мы делаем любимое дело. Хотели сказать, что в вопросе бизнес-эффективности мы плохие советчики, но вспомнили про регистрацию своего товарного знака и франшизное направление и решили поменять мысль :)

 

Очень скоро мы откроем первую Лавку Loft Flowers в Уфе. И через некоторое время посмотрим, сумеем ли мы применить рецепт личного успеха в другом регионе и будет ли этот успех системным в будущем. Кстати, Лавка в Питере — это наша Лавка и совершенно не франшиза.

Что для вас самое важное в работе? Что бы вы могли назвать миссией проекта Loft Flowers?

 

Самое важное в работе нашей Лавки — сама Лавка. Не прибыль и эффективность, а осознание того, что ты не просто продаешь цветы, а ты продаешь историю и идею. Что много людей следят за твоим делом, искренне радуются за тебя, радуются успехам нашего общего цветочного домика. Я просто уверена в этом. Да, здесь уместились не все мысли, но как и было обещано — всё предельно честно.